МАОУ  "Школа 118     с углубленным изучением отдельных предметов"

г. Нижний Новгород

 

Методические объединения

  

 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

                 

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов  № 118

Московского района г. Нижнего Новгорода

 

1. Общие положения

 

1.1. Методическое объединение (далее МО) является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

1.2. МО организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав МО могут входить учителя смежных  дисциплин.

1.3. В школе могут создаваться МО классных руководителей, воспитателей и т.п.

1.4. Количество МО и их численность определяются, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед школой  задач, и устанавливаются приказом директора образовательного учреждения и штатами.

1.5. МО объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором  школы по представлению методиста /заместителя директора по УВР.

1.6. МО непосредственно подчиняются методисту/заместителю директора по УВР.

1.7. МО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями правительства РФ, органами образования всех уровней по вопросам образования и воспитания, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.

1.8. Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу МО осуществляют на основе настоящего Положения.

 

2. Задачи и направления деятельности МО

Задачи:

-удовлетворение  потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

-организация и проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;

-совершенствование  методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

-повышение педагогической квалификации учителей;

-проведение педагогических экспериментов;

-организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовка их  к поступлению в высшие учебные заведения.

 

 

Направления:

-анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

-участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;

-подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам;

-проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам;

-подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;

-обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов;

-обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;

- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работой учащихся;

-организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;

-взаимные  посещения занятий как внутри МО, так  и между учителями различных МО с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;

-совместные заседания с родственными МО в целях обмена опытом;

-выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами;

-разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам и.т.

 

3. Организационная структура

 

3.1. Возглавляет МО председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО.

3.2. Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем МО, рассматривается на заседании МО, согласовывается с методистом и утверждается директором школы.

3.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель МО обязан поставить в известность методиста/заместителя директора по УВР.

3.4. По каждому  из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем МО.

3.5. Делопроизводство МО (см. Приложение).

 

4. Формы работы

Основные формы работы в МО:

- проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

- круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;

- заседания по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;

- проведение предметных и методических недель;

- взаимопосещение уроков;

- контроль над качеством проведения учебных занятий.

 

 

5. Права

 

5.1. МО имеет право рекомендовать руководству распределение учебной нагрузки по предмету при тарификации, производить оплату работы педагогическим сотрудникам отдельных учебных кабинетов, предметных кружков, студий.

5.2. МО решает вопрос о возможностях организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при наличии достаточных средств обучения (при условии внесения соответствующих изменений в устав).

5.3. МО выбирает и рекомендует всему педагогическому коллективу систему промежуточной аттестации обучающихся, определяет критерии оценки.

 

6. Обязанности

 

Каждый член МО обязан:

- знать закон РФ «Об образовании», нормативные документы, методические требования к категориям;

- знать тенденции развития методики преподавания предмета;

- иметь собственную программу профессионального самообразования;

- участвовать в заседаниях МО, практических семинарах и т.д.;

- участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятий по предмету);

- стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

- владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

 

 

 

Делопроизводство МО

 

В МО должны быть следующие документы:

 

  1. Приказ об открытии МО.
  2. Приказ о назначении на должность председателя МО.
  3. Функциональные обязанности председателя МО.
  4. Положение о МО.
  5. Анализ работы за прошедший год.
  6. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на  новый учебный год.
  7. План работы МО на текущий учебный год.
  8. Банк  данных  об учителях МО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон).
  9. Сведения о темах самообразования.
  10. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов и т.д.  в МО.
  11. Перспективный план аттестации учителей.
  12. График повышения квалификации учителей МО на  текущий год.
  13. График проведения  контрольных работ.
  14. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО.
  15. План проведения предметной или методической недели.
  16. Программы (авторские по предмету, кружков, факультативов).
  17. Информация об учебных программах и их учебно-методическое обеспечение по предмету.
  18. ВШК (информационные и аналитические справки, диагностика).
  19. Протоколы заседаний МО.    

Функциональные обязанности председателя методического объединения

 

            Председатель методического объединения (далее м/о) образовательного учреждения (далее ОУ) назначается и освобождается директором образовательного учреждения. Председатель м/о должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее пяти лет.

            Председатель м/о подчиняется директору ОУ и его заместителям.

            В своей деятельности председатель м/о руководствуется Конвенцией  о правах ребенка, Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора ОУ, трудовым договором.

            Председатель м/о планирует работу объединения учителей на учебный год исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образования и директором ОУ.

 

            Основными направлениями деятельности председателя м/о являются:

  • Текущее и перспективное планирование деятельности м/о;
  • Координация работы учителей м/о по выполнению учебного плана и учебных программ;
  • Совершенствование профессионального мастерства учителя (организация повышения квалификации учителей м/о через постоянно действующие в школе формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, «круглые столы», творческие отчеты и т.д.);
  • Отслеживание качества профессиональной деятельности учителей м/о, создание информационного банка данных по учителям-предметникам;
  • Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей ОУ, проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов;
  • Изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей м/о;
  • Анализ результатов образовательной деятельности по учебным предметам;
  • Установление и развитие творческих связей и контактов с другими учебными  заведениями района, города;
  • Организация работы м/о с молодыми специалистами и начинающими учителями;
  • Организация участия м/о в общешкольных мероприятиях, педсоветах, семинарах, методических и предметных неделях;
  • Участие м/о в общешкольном смотре учебных кабинетов, совершенствование учебно-дидактической базы кабинетов м/о;
  • Участие м/о в аттестации ОУ, членов м/о;
  • Работа м/о, направленная на повышение учебной мотивации учащихся через систему внеурочной деятельности по предмету;
  • Деятельность м/о по формированию общеучебных и специальных ЗУН. 

Председатель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:

  • Организует текущее и перспективное планирование работы м/о и своей деятельности (годовой и месячные планы работы, циклограмма работы, расписание консультаций, перспективный и годовой планы повышения квалификации членов м/о, план прохождения аттестации учителей м/о) и после согласования с заместителем директора или методистом представляет на утверждение директору ОУ;
  • Создает и ведет банк данных учителей м/о по установленной форме, определяет их потребности в повышении профессионального мастерства и адреса педагогического опыта, обобщает и распространяет опыт педагогической деятельности внутри м/о;
  • Посещает уроки и др. мероприятия, проводимые учителями-предметниками, анализирует их и доводит результаты до сведения учителей м/о;
  • Отслеживает своевременную подготовку и проведение школьного тура предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуального марафона учителями м/о, обобщает и анализирует результаты и представляет их заместителю директора или методисту;
  • Обобщает информационно-аналитические материалы по вопросам деятельности м/о за учебный год и представляет аналитический материал заместителю директора или методисту;
  • Принимает участие в подготовке и проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • Обеспечивает методическую помощь учителям м/о в освоении инновационных программ и технологий, овладении методикой подготовки и проведения внеклассных общешкольных мероприятий (олимпиады, конкурсы и т.д.), консультирует их по вопросам организации учебно-методической работы;
  • Обеспечивает своевременность повышения профессионального мастерства и квалификации учителей м/о, организует проведение обучающих занятий для молодых специалистов и вновь пришедших учителей;
  • Организует методическую помощь учителям в работе с учащимися разного уровня развития;
  • Организует методическую помощь учителям в решении проблем преемственности (начальная школа – школа второй ступени – старшая школа);
  • Организует методическую помощь учителям м/о по проблемам индивидуального обучения учащихся на дому;
  • Руководит работой учителей м/о по развитию и совершенствованию учебно-дидактической базы кабинетов;
  • Пропагандирует профессиональный опыт работы  учителей м/о.

 

 

С функциональными обязанностями ознакомлен(а):

Председатель м/о __________________________

Подпись __________ ФИО __________________

«____» ____________ 2________ г.

 

 

В помощь председателю МО 

 План работы методического объединения состоит из следующих разделов:

   ·        Тема, над которой работает МО;

·        Цель и задачи МО на новый учебный год;

·        Городские, окружные и общешкольные мероприятия;

·        Учебно-воспитательная работа в МО;

·        Методическая работа в МО;

·        Совершенствование учебно-методического обеспечения. 

Тему, цель и основные задачи деятельности МО формирует, исходя из общешкольных задач с учетом специфики работы.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»